Применение облачных технологий для удаленной диспетчеризации индивидуальных и магистральных тепловых пунктов становится обычным явлением. Это не только удобно, но необходимо, так как тепловая энергия является одним из самых дорогих ресурсов.

Правильно выбранная и хорошо настроенная система учета позволяет существенно сокращать затраты на тепло и обслуживание систем теплоснабжения. Причем возможность в реальном времени следить за потреблением тепла и состоянием систем теплоснабжения одинаково выгодно, как для потребителей, так и для поставщиков энергоресурсов, ведь это сокращает потери обеих сторон из-за аварий и споров.

Почему нельзя обойтись без диспетчеризации тепла?

С 2009 года вступил в силу 261 Федеральный закон, целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.  Кроме того, 18.11.2013 вышло Постановление Правительства РФ N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя").

Эти и другие нормативно-правовые акты включают в себя необходимость  осуществления контроля качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии, который производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем. Это невозможно обеспечить без хорошей системы диспетчеризации.

Способы диспетчеризации приборов учета

Многие годы, после выхода 261-ФЗ ресурсоснабжающие компании разрабатывали программное обеспечение самостоятельно, так как хороших готовых решений  на тот момент не было. Со временем, сделанные для себя решения, стали продавать и внедрять на других предприятиях в виде коробочных решений, для поддержки которых требуется дорогостоящее серверное оборудование и наличие квалифицированных ИТ специалистов.

С развитием интернета и технологий связи стали появляться облачные системы автоматизированного коммерческого учета электрической и тепловой энергии (АСКУЭ, АСКУТ).

Что такое облачные технологии в теплоснабжении?

Хорошо знакомым всем примером облачных технологий являются почтовые сервисы. Мы давно привыкли пользоваться электронной почтой Mail.ru, Yandex   и других подобных сервисов. В отличие от “коробочных” решений, облачное программное обеспечение не требует развертывания собственной серверной инфраструктуры и содержания штата квалифицированных специалистов.

Программным обеспечением, размещенным в интернет могут пользоваться одновременно различные компании, оплачивая абонентскую плату. Иначе это называется услугой предоставления доступа к ПО через интернет или SaaS (Soft as a Service).  Разработчики такого программного обеспечения - это квалифицированные ИТ-компании, которые обеспечивают бесперебойную работу систем 24/7 и осуществляют поддержку пользователей.

Почему облачная программа лучше собственной: купить готовое ПО, разрабатывать самим или воспользоваться готовым решением в интернет?

Несмотря на то, что облачные технологии давно доказали свою безопасность и эффективность, некоторые теплоснабжающие компании и крупные потребители предпочитают содержать свои сервера и разрабатывать собственное программное обеспечение. Кто-то содержит штат разработчиков, кто-то пишет Технические задания (ТЗ) и нанимает подрядчиков для их выполнения.

В обоих случаях, это требует больших затрат, которые постоянно растут, существенно снижая прибыль от основной деятельности.

Выбирая облачное программное обеспечение, предприятия в десятки раз могут сократить затраты и избавиться от непрофильных направлений деятельности. Кроме того, выбирая облачное ПО можно на долгий срок прогнозировать и зафиксировать расходы и получать необходимые новые функции без дополнительных вложений в разработку и внедрение.

Сервис по подписке: бесполезная абонентская плата или нужная услуга?

Некоторые компании, которые выбирают собственное ПО ошибочно полагают, что компании, предлагающие облачное ПО, незаслуженно собирают деньги с клиентов. К счастью, многие начинают понимать, что это не так. Абонентская плата, которую платят многие клиенты направляется в основном на развитие решения, добавление новых функций и техническую поддержку ПО.

Таким образом, предоставление доступа к программному обеспечению для удаленной диспетчеризации тепла или АСКУТ, это квалифицированная услуга, которая, если посчитать, обходится пользователям в десятки раз дешевле, чем содержать собственных серверных ИТ специалистов и содержать серверное оборудование.

Безопасность систем учета ресурсов в облаке

Еще одним аргументом в пользу собственного ПО является мнение, что доверяя стороннему сервису есть риск, что данные потеряются или станут доступны злоумышленникам. На самом деле, облачное ПО часто бывает наоборот намного надежнее, так как его разрабатывают квалифицированные ИТ компании, которые несут ответственность за свою работу и заинтересованы в поддержании собственного имиджа. Точно так же мы доверяем свою переписку почтовым сервисам, а деньги банкам, пользуемся интернет-банками и мобильными приложениями.

Как подключить оборудование в ИТП к облачному ПО?

Это намного проще, чем подключать оборудование к собственному ПО. Современное облачное программное обеспечение поддерживает большинство существующих приборов учета тепла, систем автоматического регулирования тепла и прочего оборудования. На сайтах поставщиков услуг дается подробная инструкция по подключению различных приборов.

Как можно проверить правильность начислений, если для диспетчеризации используется АСКУТ теплоснабжающей компании?

Многие потребители не доверяют ресурсоснабжающим компаниям и не позволяют подключаться к своим приборам учета удаленно, мотивируя это тем, что им выгодно снизить потребление тепловой энергии, тогда как поставщик заинтересован получить больше выручки и может скрыть факты нарушения параметров качества со своей стороны.

С другой стороны, имея возможность в реальном времени следить получать данные от ИТП потребителей, теплоснабжающие организации также сокращают свои потери, что может привести к понижению тарифов на тепло.

Для решения этой проблемы, современные приборы учета и коммуникационное оборудование позволяют подключить и передавать данные одновременно в две системы диспетчеризации.

Даже если между сторонами существуют доверительные отношения, предоставляемые поставщиками АСКУТ в основном предназначены для коммерческого учета энергии и предоставляют потребителям ограниченную функциональность. Если потребители внимательно следят за своими расходами, принимают меры для их сокращения, то им лучше выбрать систему диспетчеризации, которая также позволит вести технический учет, управлять и удаленно настраивать оборудование ИТП и будет иметь много дополнительных возможностей.

Как выбрать облачную АСКУТ?

Если у потребителя или теплоснабжающей компании много узлов коммерческого учета тепла, то самое главное, чтобы в системе диспетчеризации была большая библиотека протоколов, чтобы сразу подключить установленные приборы учета. В современных многоквартирных  домах кроме тепловычислителя часто устанавливают системы автоматического управления климатом и квартирные приборы учета. Для этих случаев, необходима возможность удаленно управлять оборудованием и сводить баланс по дому.

Кроме этого, в системе должна быть библиотека готовых отчетных  форм для отправки в ресурсоснабжающие организации, а также нужна возможность создавать свои внутренние  отчетные формы для учета энергоресурсов с помощью  редактора.

 

Платформа диспетчеризации ГРАДАРУС, разработанная компанией “Виртуальные Энергосистемы” (ВЭС), предоставляет весь необходимый функционал систем коммерческого учета тепла (АСКУТ), а также может использоваться для технического и коммерческого учета воды, газа и электроэнергии, соответствует требованиями ФЗ №522 от 27 декабря 2018 года. Кроме этого, компания ВЭС совместно с НПЦ “Промэлектроника” производит высококачественное коммуникационное оборудование для диспетчеризации многоквартирных домов.